Методологический арсенал науки

14Как уже говорилось выше (§ 0.7), несмотря на то что не существует универсального единственного научного метода, как бы извне заданного науке и предшествующего ее функционированию, в научном познании всегда действуют конкретные методологические установки. По своему содержанию научная деятельность весьма многогранна и включает в себя различные процедуры, направленные на создание и обработку научного знания. В целом методологический арсенал науки обширен и многообра­зен. Его структуру можно представить как состоящую из множества слоев, «этажей». Эту структуру удобно описывать с помощью деления методов научного познания по степени общности их применения. Так, в отечествен­ной литературе проводится деление методов научного познания на следую­щие четыре слоя, или «этажа»:

1)  предельно общие;

2)  общенаучные;

3)  частнонаучные;

4)  специальные методики.

Охарактеризуем более подробно эти «этажи» методов научного позна­ния.

1. Предельно общие методологические установки. В § 0.7 отмечалось, что предписания, входящие в состав метода, мо­гут иметь различный уровень требовательности и определенности. Одни

Из них могут жестко определять содержание деятельности, другие лишь регулятивно направляют ее, задавая только ее общие параметры и остав­ляя достаточное пространство для вариаций.

Предельно общие методологические установки как раз относятся к уров­ню таких предписаний, которые регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предель­но общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также вклю­чаются в обыденное и в художественное. Это прежде всего:

1)  логические операции, или общелогические приемы познания1 (опреде­ление, умозаключение и другие, § 2.7);

2)  предписания и нормы философского характера, основанные на соот­ветствующих философских (метафизических) положениях. Вкратце остановимся на значении философских положений. Для того чтобы заниматься наукой, надо прежде всего быть уверенным, что в науке вообще есть смысл. Эта уверенность на самом деле является одним из ба­зовых философских положений, задающих общий теоретический кон­текст науки. Такие положения кажутся естественными и самоочевидны­ми. Но не следует забывать о том, что в других культурах и в другие эпохи такими же самоочевидными казались совершенно другие положения. Важно понимать, что научное познание не возникает само собой, как некое изначальное и универсальное свойство человека. Сегодняшняя привычность, бесспорность общепринятых установок не должна засло­нять от нас необходимость выразить эти положения явно и уметь анализи­ровать этот слой общих допущений и предпосылок.

Tags: ,

Comments are closed.