Формирование и функционирование научныхпонятий

32Научные понятия часто приходят в науку из повседневности (как, например, в физике: сила, работа и т.п.). Однако в научном контексте они приобретают специфический и уточненный смысл. Формирование поня­тий в науке является не произвольным процессом, а целенаправленной деятельностью, которая должна привести к получению полноценного на­учного понятия. В отличие от ненаучного употребления понятий, при котором обычно довольствуются тем минимумом содержания, которое достаточно для взаимного понимания собеседников, в науке при формировании понятия стараются зафиксировать наиболее существенные, важнейшие свойства, отношения и закономерные связи изучаемого предмета. В ходе научного познания ученые улучшают свои знания о том, что же является наиболее существенным в том или ином явлении. Поэтому представляется возмож­ным судить о том, насколько плодотворным и полезным оказалось введе­ние того или иного понятия. Иными словами, научная практика выступа­ет критерием правильности научных понятий.

Формирование научных понятий — сложный процесс. В его основе лежит множество взаимосвязанных логико-методологических процедур, таких как абстрагирование, идеализация, индуктивное обобщение, мыс­ленное конструирование, выдвижение гипотез и др. Наука стремится к такому содержанию понятий, которое было бы не просто неупорядочен­ной совокупностью признаков, а представляло бы собой связную логи­ческую систему, концептуальное единство. Это, в частности, убедительно продемонстрировал Э. Кассирер. Он показал, что образование абстракт­ных понятий в науке идет не путем простого «отбрасывания» несуществен­ных признаков (с «обеднением» понятийного содержания), а опирается на некий интеллектуальный замысел. Научное понятие, по Э. Кассиреру, со­держит в себе какой-либо продуктивный принцип, логический проект, т.е. некоторое порождающее отношение, которое приводит к систематическо­му единству класса именуемых им предметов (скажем, понятие числа опи­рается на определенный принцип конструирования того или иного число­вого ряда как концептуальной структуры).

Tags: , ,

Comments are closed.