Резюме

духовная культура племенИтак, теоретический и эмпирический уровни научного позна­ния не имеют абсолютной границы. Не существует нейтрального, едино­го для всех теорий эмпирического базиса (по типу протокольных пред­ложений). Тем не менее внутри теории возможно провести различие между эмпирическими и теоретическими уровнями. Всякая теория явля­ется многоуровневой структурой. Нижележащие уровни более тесно свя­заны с прямым изучением объектов. Вышележащие уровни используют теоретизирующие процедуры — вводят абстрактные сущности, строят теоретические конструкции. Теоретические объекты высших уровней в общем случае не могут быть редуцированы к эмпирическому содержа­нию. Они могут иметь лишь частичную эмпирическую интерпретацию. Кроме того, они не могут быть изъяты из теории без ее существенного искажения. Эмпирические уровни тоже самостоятельны, не являются лишь производными от теории. Важное место в научном познании зани­мает установление эмпирико-теоретических связей, или правил соответ­ствия. Вопрос о нахождении адекватной эмпирической интерпретации является сложной проблемой, решаемой каждый раз содержательно-ситуа­ционно. В развитых дисциплинах обоснование теоретических объектов часто происходит не путем прямой операционализации, а методом конст­руктивного обоснования, включающего мысленные экспериментоподобные манипуляции с абстрактным объектом, проверку его принципиаль­ной совместимости с эмпирическими уровнями. Проблема соотношения эмпирических и теоретических компонентов научного познания как проблема анализа предметного содержания позна­ния — одна из сквозных тем философии науки.

Она имеет многогранный вид и возникает в связи с различными вопросами частного характера. В последующем изложении мы неоднократно еще будем встречаться с данной темой и разбирать ее конкретные аспекты. Анализ научных методов традиционно является важнейшей задачей философии и теории науки. Занимаясь научными методами, мы выходим к непосредственному изучению того, как действует наука, что она делает в тех или иных исследовательских ситуациях. Ошибки и успехи, прогрес­сирующее продвижение или застой — все эти явления прежде всего обус­ловливаются и опосредуются конкретными действиями научного сооб­щества, а всякое хоть однажды осуществленное действие в науке вводится не для однократного использования, а служит методологиче­ским примером, образцом для дальнейшего развития методологии. Про­грессирующее продвижение науки напрямую зависит от содержания и динамики методологического арсенала науки.

Tags:

Comments are closed.