Как уже говорилось выше (§ 0.7), несмотря на то что не существует универсального единственного научного метода, как бы извне заданного науке и предшествующего ее функционированию, в научном познании всегда действуют конкретные методологические установки. По своему содержанию научная деятельность весьма многогранна и включает в себя различные процедуры, направленные на создание и обработку научного знания. В целом методологический арсенал науки обширен и многообразен. Его структуру можно представить как состоящую из множества слоев, «этажей». Эту структуру удобно описывать с помощью деления методов научного познания по степени общности их применения. Так, в отечественной литературе проводится деление методов научного познания на следующие четыре слоя, или «этажа»:
1) предельно общие;
2) общенаучные;
3) частнонаучные;
4) специальные методики.
Охарактеризуем более подробно эти «этажи» методов научного познания.
1. Предельно общие методологические установки. В § 0.7 отмечалось, что предписания, входящие в состав метода, могут иметь различный уровень требовательности и определенности. Одни
Из них могут жестко определять содержание деятельности, другие лишь регулятивно направляют ее, задавая только ее общие параметры и оставляя достаточное пространство для вариаций.
Предельно общие методологические установки как раз относятся к уровню таких предписаний, которые регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также включаются в обыденное и в художественное. Это прежде всего:
1) логические операции, или общелогические приемы познания1 (определение, умозаключение и другие, § 2.7);
2) предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях. Вкратце остановимся на значении философских положений. Для того чтобы заниматься наукой, надо прежде всего быть уверенным, что в науке вообще есть смысл. Эта уверенность на самом деле является одним из базовых философских положений, задающих общий теоретический контекст науки. Такие положения кажутся естественными и самоочевидными. Но не следует забывать о том, что в других культурах и в другие эпохи такими же самоочевидными казались совершенно другие положения. Важно понимать, что научное познание не возникает само собой, как некое изначальное и универсальное свойство человека. Сегодняшняя привычность, бесспорность общепринятых установок не должна заслонять от нас необходимость выразить эти положения явно и уметь анализировать этот слой общих допущений и предпосылок.
Tags: деятельность, культуры