Классификация законов

амратская культураНекоторые современные философы науки утверждают, что само поня­тие закона является в настоящее время не совсем удачным. Оно отсылает нас к метафизике XVII-XVIII вв., когда под законом понималось нечто абсолютное, безусловное, присущее природе с логической необходимостью. Сегодня мы далеко отошли от такой метафизики. Так, например, говорит Б. ван Фраассен в книге «Законы и симметрия» (1989)’. Он под­нимает ряд важных проблем, касающихся статуса законов в современной науке. Известная работа Нэнси Кэртрайт «Как лгут законы физики» (1983)2 вскрывает тот сложный контекст, в котором работают научные законы. Так, ученые вместе с научными законами вводят сильные идеали­зирующие допущения, заведомо упрощают ситуацию (в т.ч. отходят от

сугубо фактической истинности самой по себе). То есть использование закона в научной деятельности включено в достаточно сложную практику. Думается, что все же отказываться в научной практике от устоявшегося понятия научного закона не стоит. Однако на современном уровне развития науки мы действительно понимаем под законами не столько безусловные за­коны природы в традиционном метафизическом смысле, сколько особые теоретические конструкции, находящиеся в сложном контексте абстрактных объектов и абстрактных связей, идеализаций, мысленных моделей и т.п. Научные законы — это эффективные теоретические конструкции, вы­полняющие в научном знании ряд важнейших функций.

Классификация научных законов может быть проведена по различным основаниям. Укажем некоторые способы. Самым простым является спо­соб группировки законов в зависимости от науки (группы наук), к кото­рой принадлежат те или иные законы. В этой связи можно выделить зако­ны физические, биологические и т.д. Существует, далее, деление, восходящее еще к неопозитивистскому (§ 0.2) периоду. Оно в достаточно четкой форме представлено у Р. Карна-па. Это различение законов эмпирических, в формулировке которых ис­пользуются только термины наблюдения (т.е. относящиеся к объектам, которые принципиально наблюдаемы), и законов теоретических (вклю­чающих в свой состав сугубо теоретические термины; такие термины от­носятся к достаточно абстрактным объектам). Несмотря на то что, как мы увидим в § 1.4, представление о различии эмпирического и теоретическо­го уровней оказывается при ближайшем рассмотрении достаточно слож­ным, в целом деление законов на эмпирические и теоретические можно сохранить, хотя сегодня оно уже не имеет такого принципиального значе­ния, как это было в неопозитивистском периоде. Наконец, отметим еще одну из предлагаемых классификаций. Она от­талкивается от типа детерминизма, который выражается в тех или иных законах. Так, различают законы детерминистические (или динамиче­ские) и статистические (или вероятностные). Законы первого вида дают однозначные характеристики тех или иных явлений. Законы статистиче­ские же дают характеристики лишь в вероятностных терминах: напри­мер, в физике это касается либо массовых, статистических явлений, как, например, в термодинамике, либо объектов микромира, где вероятност­ный, неопределенный характер их свойств относится и к единичным объектам, являясь их существенным качеством.

Tags: ,

Comments are closed.