Проблема научного метода

ведическая культураИтак, концепции, отрицающие существование решающего критерия истины, защищают ту точку зрения, что не существует каких-либо об­щих, универсально работающих критериев истины; есть лишь конкрет­ные критерии и ситуации их применения, относящиеся к тем или иным конкретным научным вопросам. Резюме. Проблема истины и ее критериев — одна из наиболее драма­тических и в философии, и в науке. Существует несколько концепций определения и критериев истины. В настоящий момент среди предложен­ных решений не существует наиболее признанного. В научной практике используются сразу несколько групп критериев истины. Заключение об истинности той или иной теории делается комплексно, совокупным при­менением различных критериев, на основе анализа конкретных обстоя­тельств того или иного вопроса. При этом каких-то универсальных, не зависящих от содержательно­го контекста, решающих критериев истины, по всей видимости, не су­ществует. Хотя, как мы видели, проблема истины не имеет однозначного реше­ния, было бы неразумно только на этом основании подвергать сомнению обоснованность научных знаний, которыми мы обладаем. Если даже из соображений философской осторожности мы не станем называть научное знание истинным, то, во всяком случае, его можно назвать весьма надеж­ным, безусловно приемлемым, убедительно доказавшим свою практиче­скую эффективность. Можно предположить, что сама внутренняя струк­тура научной деятельности посредством выработанных в ней процедур и подходов ведет нас в конечном итоге к такому знанию, которое имеет все необходимые для нас характеристики, как его при этом не называй — истинным, приемлемым, максимально вероятным и т.п.

Научное знание, как мы говорили в § 0.5, методологически закреплено. Поэтому смыслом и стержнем научной деятельности является научный ме­тод, в котором уже присутствуют механизмы самокорреции научного поиска. Сказанное означает, что вполне можно попытаться охарактери­зовать научную деятельность более коротким путем — через ее непосред­ственный метод. Действительно, выше (в § 0.5) мы давали описание дея­тельности через ее характер, предмет и т.п. Подобным образом можно получить общее представление о научной деятельности, понять ее сущест­венные моменты. Но нельзя ли охарактеризовать ее прямо, т.е. не через описания, а через предписания, т.е. задать ее параметры однозначно, пред­ложив в некотором смысле непосредственные инструкции к выполнению?

Tags: ,

Comments are closed.