Класси­ческая теория истины

культура греции2Заслуживает внимание и еще один подход, который пытается снять на­пряжение вопроса о критериях истины отрицанием самой возможности найти такой критерий. Еще И. Кант утверждал, что понятие всеобщего кри­терия истины является бессодержательным. Ведь такой критерий должен быть адекватен в отношении любого предмета познания; но это значит, что он должен быть безразличен к конкретным особенностям той или иной по­знавательной ситуации, т.е. он совершенно формален и недостаточен. К. Поппер обращает внимание на то, что уточненная А. Тарским класси­ческая теория истины показывает лишь логически корректное определение понятия «истина», но не может дать никаких ее критериев. Действительно, ряд логических результатов показывает, что при уточнении логическими средствами какой-либо концептуальной системы, при строгой фиксации ее языка, исходных постулатов, допустимых правил рассуждений остается неформализованным сам критерий истины. Так, знаменитая теорема Геделя демонстрирует, что у нас имеются и такие истинные предложения, кото­рые тем не менее не являются доказанными средствами данной концепту­альной системы. На основании этого К. Поппер делает вывод о том, что точно фиксируемого и универсального критерия истины вообще не суще­ствует, поэтому нам нет смысла заниматься его поисками. В реальной же научной практике проблема истины решается не на основе этого гипоте­тического критерия, а всякий раз конкретно и предметно. Добавим также, что отсутствие решающего критерия не означает того, что вообще не существует объективной истины. По словам К. Поппера, непротиворечиво полагать, что объективная истина действительно существует даже в отсут­ствие ее критериев: «Мы ищем истину, но не знаем, когда нам удается най­ти ее… у нас нет критерия истины, но мы тем не менее руководствуемся идеей истины как регулятивным принципом…»2

К этому же типу относятся взгляды У. Куайна. Он критикует представ­ление Ч. Пирса об истине как о пределе, к которому приближается науч­ное познание в идеальном бесконечном опыте. Так, по У. Куайну, само понятие предела, связанное с отношением «ближе, чем», является не бо­лее чем метафорой и не имеет точного смысла; это отношение применимо к числам, но не к научным теориям. Далее, неверно допущение, что мы проверяем изолированные суждения на предмет истинности каким-то универсальным критерием. У нас нет средства проверять истинность оди­ночных суждений: всякое проверяемое суждение связано со всей тео­рией. Именно в контексте теории и только в нем мы и можем осмысленно решать, что истинно, а что нет1. Таким образом, У. Куайн провозглашает превосходство научной теории над внешними критериями истины.

Tags: , ,

Comments are closed.