Лейбниц

культура грузииК достоинствам корреспондентной концепции относится то, что пони­мание истины как соответствия знанию реальности является, по-видимо­му, наиболее соответствующим нашим интуитивным представлениям об истине вообще, т.е. наиболее адекватно отражает то, что мы имеем в виду, используя понятие «истина». Однако современное состояние корреспон-дентной концепции истины неоднозначно. С одной стороны, эта концепция была существенно уточнена извест­ным польским логиком Альфредом Тарским. Это действительно выдаю­щийся результат современной логики. Так, К. Поппер высоко оценивает теорию А. Тарского, указывая, что она устранила все подозрения насчет того, что корреспондентная теория может оказаться логически противо­речивой или бессодержательной либо вообще излишней, так что без нее можно было бы обойтись1. Помимо прочего, она возродила объективизм, который защищает и сам К. Поппер. С другой стороны, за время существования этой концепции накопи­лись и определенные трудности. Так, в настоящее время многие аналити­ки считают, что из классического понимания истины трудно получить достаточно внятные критерии истинности. Трудность содержится в са­мом понятии «действительность», ведь, строго говоря, мы никогда не прикладываем знания к самой действительности. Мы можем сравнивать только одни утверждения с другими утверждениями же, принимая одни из них и отбрасывая другие. Понятие об истинностных характеристиках рождается внутри специфического концептуального контекста, а не пу­тем прямого приложения знаний к самой действительности.

На основе представления об истинности знаний как об их особом внут­реннем свойстве было предложено другое понимание истины — когерент­ная теория истины (лат. cohaere — «быть связным, сцепленным, проч­ным»). Согласно данной теории истинными являются те знания, которые внутри самого теоретического контекста согласованы друг с другом и мо­гут пройти проверку на другие свойства: непротиворечивость, связность, обоснованность и т.н. В философии Нового времени приверженцем этого подхода, в противовес Р. Декарту, выступил Г. Лейбниц. Если у Р. Декар­та идеи сознания напрямую связаны с реальностью, то у Г. Лейбница идея, чтобы считаться истинной, должна быть логически непротиворечи­вой именно как идея. Сам наш опыт — это нечто цельное, связное; опыт представляет собой единый внутренне согласованный контекст. Форму­лируя свое понимание истины, Г. Лейбниц говорит: «Мы должны прини­мать за истину согласие наших феноменов друг с другом»1. Лейбниц кри­тикует декартовские критерии истины за их неэффективность, утверждая, что они не работают в реальном теоретическом контексте.

Tags: ,

Comments are closed.