&nbsp

13Как известно, научное знание содержит весьма специфические струк­туры. Оно включает в себя определенную совокупность концептуальных конструктов и взаимоотношений между ними. В данной главе мы рас­смотрим ряд основных структур научного знания, таких как понятие, за­кон и объяснительные схемы, а также проанализируем принятое в науке разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровни. Понятие — это минимальная логическая форма представления знаний. Традиционная логика отводит понятиям важное место в мышлении. Ко­нечно, не только наука пользуется понятиями, но именно в научной дея­тельности понятия приобретают предельно уточненный и строгий вид.

Важно отличать понятие от представления (или образа), который мо­жет возникнуть в сознании человека при размышлении о чем-то или при восприятии речи. Представление существенно связано с чувственной со­ставляющей сознания. Понятие же относится к сугубо когнитивному пла­ну. Это означает, что вне зависимости от того, какими перцептивными образами может сопровождаться понятие в индивидуальном сознании, оно может быть вербально высказано, стать частью суждения, подвергну­то аргументированному отчету о своем содержании и должно быть понят­но другому участнику речевого взаимодействия. С логической точки зрения понятие — это форма мышления, включаю­щая в себя совокупность признаков, необходимых и достаточных для

Указания или выделения какого-либо предмета (или класса предметов). Иными словами, если мы обладаем понятием о каком-либо предмете,

то тем самым мы обладаем информацией о некоторых свойствах и отноше­ниях этого предмета, достаточной для того, чтобы уметь определить его среди других предметов и использовать это в какой-либо системе знаний. В традиционной логике принято считать, что понятие имеет содержа­ние и объем.

Tags: , ,

Comments are closed.